Обзор Таро Агни Рерихов

«Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия.
Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь.
Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса»

Николай Константинович Рерих
Эпиграф к книге «Цветы Мории»

Колод Таро, посвященных какой-либо эзотерической доктрине, или творчеству знаменитого художника, на рынке достаточно. Но тех, которые объединяют в себе оба элемента — не так много. Об одной из них — Таро Агни Рерихов — и пойдет речь в дальнейшем обзоре.

taro_agni_rerihov_new

Родиной Таро Агни Рерихов можно считать Одессу — именно там был напечатан тираж того издания колоды, что у меня есть (колода в этом варианте доступна в мини-, стандартном и deluxe-форматах). Есть и другая версия колоды, о которой я узнала на Youtube – у меня сложилось чувство, что это второе издание, больше ориентированное на зарубежный рынок (могу, впрочем, ошибаться в этом предположении). Некоторые карты другого издания более удачны, но в целом и в том варианте, что у меня, колода смотрится сбалансированной.

Колода традиционна по составу (78 карт, VIII Сила — XI Правосудие, как в уэйтовской традиции, жезлы, чаши, мечи, пентакли; двор — паж, рыцарь, королева, король), но некоторые Старшие Арканы получили своеобразные названия: II Старший аркан — Матерь Мира, V- Майтрейя, X – Белый камень/Конь счастья, XV – Махакала/Демон, XVI – Молния, XXI – Целостность/Трон бога и т. д. Вопреки ожиданиям, в колоду не были добавлены отдельные портреты художников с их краткими биографиями, как бы это сделал AGMuller. Но Николай Рерих присутствует на карте «Мастер» (аналог Мага) кисти своего сына Святослава. Из-за ограниченного места на картах в колоду вошли лишь фрагменты некоторых картин (смотрите картины Николая Рериха «Нагарджуна-победитель змея», или «Дордже дерзнувший», где мы видим змеев и демона, но не героев). Некоторые картины входят в триптихи (Повешенный, девятка мечей — части триптиха «Распятое человечество», шестерка жезлов — часть триптиха «Жанна д“Арк»).

Первоосновой для колоды послужили произведения Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, к которым составители добавили на некоторых картах символы мастей. Ноту задают картины Рериха-отца, но масть Чаш состоит в основном из творений Рериха-сына. Разница между художественным стилем и духовным наполнением видна сразу. Картины Рериха-отца более абстрактны, устремлены к небу, их цветовая гамма менее интенсивна, чем у Рериха-сына. Изучая колоду, невозможно игнорировать и наследие Рерихов — великое множество картин по всему миру, эклектическое соединение мифов и сказок разных культур, порой с полным их переосмыслением (без этого появление Чингисхана на масти пентаклей, когда он у большинства русскоязычных ассоциируется с мечом, кажется необъяснимым), и, наконец, учение Живой Этики. Вся семья Рерихов получала откровения от Учителей человечества путем ченнелинга; жена Николая Константиновича Елена, хоть и не рисовала сама, вдохновляла мужа на многие произведения. В аллегорическом виде она присутствует в колоде как минимум, на двух картах — Матери Мира и королеве Жезлов. Само название «Таро Агни Рерихов» содержит в себе указание на стихию Огня (Агни), которой в Живой Этике придавалось первостепенное значение. Именно Огонь (в символическом смысле) обладал очищающей и возвышающей силой, а в огненном мире ведутся незримые битвы и творится будущее человечества (для указаний о которого многим и нужны карты Таро). Будь сейчас жив Николай Рерих, кто знает, одобрил бы он Нью-Эйдж и «оккультный ренессанс», который мы сейчас наблюдаем. Возможно, он предупредил бы, что за ренессансом обычно следуют мрачные, темные годы, многих эзотериков бы счел одержимыми, увидел бы истинную суть «коммерческих мастеров». Но, будучи человеком светлым и проницательным, не думаю, что осудил бы такое использование его картин.

Проработка этой колоды была, как сказали бы наши англоязычные коллеги-тарологи, a chalenging experience (непростым опытом). С рериховскими теориями я поверхностно знакома с 90-х, дома бережно хранится книга того периода «Человек в беспредельности», а также произведения самого Николая Рериха — «Сердце Азии» и «Цветы Мории». Стихи в детстве и юности были мне не очень понятны, и только потом наполнились смыслом. Не будучи любителем видео, я приобрела книгу Анны Марианис «Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества». Она в хронологической последовательности разворачивает повседневные и творческие детали жизни художника, содержит множество ссылок, цитат, высказываний искусствоведов, а также сами картины в черно-белом и цветном виде. Многие картины колоды обрели для меня название и смысл после прочтения этой книги. Но самое большое подспорье дала работа группы энтузиастов http://gallery.facets.ru — с подробным описанием наследия Николая и Святослава Рерихов. До последнего времени мной были найдены параллели ко всем картам, но когда проработка сдвинулась с места, то случайно нашлись и три последние ненайденные картины — «Вечер» (четверка чаш), «Женщина, смотрящая в небеса, с птицами, летающими над головой» (семерка чаш) и «Комната короля Гиальмара» (восьмерка чаш), которые я уже было отчаялась опознать.

Благодаря духовной наполненности всех рериховских картин, в колоде практически нет «проходных», пустых или бессмысленных карт, даже символы масти что-то значат и вызывают ассоциации. Однако, разные карты несут как пророческий оттенок («Ангел последний», «Тени»), глубокий личный и мистический опыт («Распятое человечество»), так и являются зарисовками из жизни — «Глина приобретает форму», «Ближе к тебе, мать-Земля», «Эти краски никогда не должны поблекнуть». В колоде и достаточно карт, вдохновленных мифами и преданиями, искусством старины («Песнь потока», «Песнь утра», «Святогор», «Чингиз-хан», «Варяги»). Особняком стоят те произведения Николая Рериха, что были призваны иллюстрировать оперы, особенно по пьесам Мориса Метерлинка («Сестра Беатриса», «Принцесса Мален»). В «Сестре Беатрисе» мы наблюдаем религиозно-мистическую историю, в то время, как «Принцесса Мален» — грустная, но реалистичная сказка, где побеждает зло. Искусство Метерлинка с его мистическими мотивами, одушевленными животными и предметами, возможно, было само по себе по душе Николаю Рериху. Такие картины дают совершенно новую окраску ранее знакомым картам.

rerikh_books_new

Некоторые тарологи в состоянии работать с колодами без проработки. Я к таковым не отношусь, особенно если речь идет о сложных системах и мировоззрениях. По своему опыту могу сказать, что получила от колоды немало мудрых советов. Ее можно использовать как для себя (не каждая колода годится для такого, ибо советы одной кажутся слишком радужными, другой — слишком уж раздражают старые раны и больные мозоли), так и для других в ситуациях выбора, когда нужен мудрый совет. В колоде есть свет и тьма, дружба и любовь, уродство и физическая привлекательность — все, как положено!

Изначально я переживала, что мой личный экземпляр колоды пришел ко мне в мини-варианте. Но потом сайт http://gallery.facets.ru и книги заменили мне многое, а для раскладов чем компактнее колода, тем лучше. Тем более, книга в deluxe-варианте не несет в себе ничего принципиально нового для опытного таролога, трактовки базируются на старых книгах Наины Владимировой, вышедших еще в 90-е годы. Думаю, стандартный вариант будет удобнее всего для тех, кто не слишком ограничен в пространстве. Рекомендую колоду как тем, кто увлечен ченнелингом, Рейки или Живой Этикой Рерихов, так и самой широкой категории тарологов!

Автор статьи — Рената Гринь

При копировании необходимо указать ссылку на источник

Подробная проработка колоды находится здесь

Оставьте комментарий